Показания и проведение КТ в Уфе

Компьютерная томография — эффективная методика диагностики, позволяющая получить чёткое послойное изображение обследуемого органа. Томограмма (трехмерное изображение, полученное путём компьютерной обработки рентген-снимков) позволяет врачу получить максимально подробную информацию о состоянии тканей, наличия патологических изменений. Компьютерная томография применяется для диагностики заболеваний, оценки эффективности лечения.

При назначении КТ специалист должен принимать во внимание противопоказания к процедуре. Не рекомендуется проводить КТ детям до 14 лет, беременным (особенно в первом триместре) кормящим матерям, а также пациентам с нарушениями психики (клаустрофобия и т. д.). Рентгеноконтрастные методы диагностики нельзя назначать пациентам с аллергией на йод, сахарным диабетом, серьёзных заболеваниях щитовидной железы, ряде болезней почек.

Метод компьютерной томографии был разработан и впервые опробован в 70-е гг. XX века. Первые модели аппаратов имели 1 лучевую трубку, которая вращалась вокруг обследуемого, делая снимки в различных проекциях. Фиксация изображений производилась многочисленными датчиками, расположенными в тоннеле томографа. В ходе исследования стол с пациентом медленно продвигался в горизонтальной плоскости, рентген-аппарат просвечивал следующий участок тела пациента.

В 90 гг. XX века были разработаны спиральные компьютерные томографы. Лучевая трубка движется по спиральной траектории, что повышает точность исследования и снижает дозу облучения, которую получает пациент. Современные томографы производят более 300 срезов за одно включение рентген-трубки. Благодаря этому получаются не статические снимки анатомических образований, а наблюдение за ними в режиме реального времени (возможность оценки функционирования органа). Обследуемый может находиться в тоннеле аппарата меньше 1 минуты. Для расшифровки томограммы потребуется 1-1.5 часа, присутствие пациента при этом не требуется.

Медицинское оборудования и методы исследований постоянно совершенствуются, что ускоряет и повышает точность постановки диагноза. Наибольшую эффективность среди современных диагностических методик показала мультисрезовая или многослойная компьютерная томография (МСКТ).

Рентгенолаборант

Преимущества МСКТ

• Высокая скорость сканирования
  • Метод позволяет проводить одновременное исследование нескольких анатомических образований
  • Высокая точность получаемой информации за счёт меньшей толщины томографического среза
  • Создание трёхмерных моделей и мультипланарная реконструкция тканей и органов
  • Лучшее контрастное разрешение (в сравнении с КТ)
  • При проведении КТ-ангиографии создаётся трёхмерное изображение сосудов обследуемой области
  • При проведении МСКТ-коронарографии визуализируются не только стенки сосудов, но и просвет
  • Высокая эффективность использования рентген-трубки
  • Допускается проведение обследования пациентов с металлическими имплантами
  • Снижение дозы рентген-облучения

Порядок проведения КТ

• Пациент располагается на диагностическом м столе томографа в положении лёжа (на спине, боку животе, в зависимости от вида исследования). Для фиксации в правильном положении могут использоваться ремни
  • Стол с пациентом медленно движется через тоннель томографа, происходит сканирование исследуемого органа
  • По завершении процедуры необходимо дождаться проверки врачом качества полученного изображения
  • Результаты диагностики могут быть сохранены на компактном носителе и переданы врачу другой медицинского учреждения для консультаций и постановки диагноза

Показания к компьютерной томографии

Компьютерная томография может использоваться при скрининге, плановой диагностике, а также в экстренных случаях.

Скрининг при следующих симптомах

• Головные боли (независимо от локализации)
  • ЧМТ без потери сознания
  • Обморок
  • Подозрения на онкологическое заболевание лёгких

Экстренные показания к компьютерной томографии

• Тяжелые механические повреждения (травмы)
  • Подозрения на инсульт
  • Подозрения на повреждения сосуда (напр. аневризма аорты)
  • Подозрения на острые повреждения полых органов

Компьютерная томография в большинстве ситуаций применяется при плановом обследовании. Направление на КТ выдаётся лечащим врачом для подтверждения правильной постановки диагноза. Для большей точности и исключения ошибок при постановке диагноза перед прохождением КТ рекомендуется пройти другие виды исследований (УЗИ, МРТ).

Компьютерная томография применяется для контроля за эффективностью лечения, оценки результатов оперативного вмешательства. Также КТ используется при определённых диагностических процедурах (напр. пункция).

Противопоказания к компьютерной томографии

КТ противопоказана беременным (особенно в 1 триместре), а также пациентам, чья масса тела и объём талии превышает максимально допустимые для конкретной модели томографа.

КТ с использованием контрастного вещества имеет больше ограничений и противопоказаний:

• аллергическая реакция на йод и иные компоненты контрастного вещества
  • серьёзные заболевания почек
  • тяжёлые формы сахарного диабета
  • тяжёлое состояние больного
  • патологии щитовидной железы