Расшифровка рентгена грудной клетки в Уфе

Рентгенография применяется для обследования органов грудной клетки, оценки состояния лёгких, бронхов, трахеи, лимфоузлов, костей, сердечно-сосудистой системы. Современное медицинское оборудование позволяет получить четкое изображение внутренних органов в нужной проекции, что значительно упрощает и ускоряет постановку точного диагноза. Рентгенография даёт возможность выявить различные патологии, новообразования, воспаления, механические повреждения и пр.

Порядок проведения рентгенографии грудной клетки

Предварительная подготовка пациента перед проведением обследования не требуется. Не допускается наличие на теле металлических предметов (нательные кресты, украшения и пр.).

Обследование проходит в отдельном кабинете, где расположено соответствующее оборудование. Необходимо следовать указаниям врача, занять требуемое положение перед сканирующим аппаратом, по команде задержать дыхание. Чаще всего перед задержкой требуется сделать неглубокий вдох. Пациент не должен сильно напрягаться при вдохе, так как это приводит к искаженному расположению органов грудной клетки на снимке.

Чаще всего врачу требуется рентгенограмма в прямой проекции, изображение в боковой проекции нужно значительно реже. При правильно проведённом обследовании четко заметны рёбра, сердце, органы дыхания, частично — кости плечевого пояса.

Длительность исследования — около 1 минуты. После получения снимка, врач делает расшифровку, и доводит до пациента результаты обследования, передает подробное заключение.

Рентгенолаборант

Результаты исследования органов грудной клетки и расшифровка рентгенограммы

После получения снимка, рентгенолог делает заключение и передаёт его лечащему врачу, который направил пациента для прохождения рентгенографии. Описание содержит информацию о расположении и размере сердца, органах дыхания, состоянии сосудистой и лимфатической системы. При наличии инородных предметов, затемнений, новообразований, это также отмечается в описании результатов исследования.

Рентгенография легких позволяет оценить их состояние размер, форму, структуру тканей, а также расположение прочих органов грудной клетки. Для получения наиболее полной информации о состоянии лёгких, врачу необходима рентгенограмма в 2 проекциях, где чётко просматривается лёгочная ткань, купола диафрагмы, тень сердца и органов средостения, кости позвоночника, плечевого пояса, грудины. Изображение различных органов и костей наложено друг на друга.

Для корректной расшифровки изображения необходимо четкое представление о том, как на рентгенограмме выглядят здоровые органы грудной клетки. К примеру, даже малозаметные затемнения, просветления, ассиметричный легочный рисунок может свидетельствовать о серьёзном заболевании. Регулярное проведение обследований позволяет выявить патологии на ранней стадии и незамедлительно приступить к лечению.

При расшифровке рентгенолог оценивает качество снимка. Неправильное проведение процедуры (некорректное расположение пациента, неверная проекция и пр.) не позволяет составить точное заключение, поэтому может потребоваться повторное обследование.

Причиной некорректного результата обследования могут стать:

• Дополнительные артефакты — тени различных металлических изделий, которые могут заслонять собой очаги патологий и нарушают целостное восприятие снимка врачом
  • Полнота снимка — из-за неправильного расположения экрана могут быть некорректно отображены верхушки, поля, синусы диафрагмы
  • Недостаточно четкое и контрастное изображение — проявляется при неправильном выборе режима рентген-аппарата. Современное оборудование позволяет выбирать дозу излучения для людей различной комплекции. К примеру, для пациентов со значительной массой тела, ожирением, требуется более сильное излучение для получения четкой рентгенограммы. При оцифровке изображения возможно изменение контрастности снимка
  • Положение тела — при неправильном расположении пациента, несвоевременном выдохе, раскрытии лопаток, некорректной установке экрана или рентгенологической трубки рентгенограмма с большой вероятностью будет искажена

Протокол расшифровки рентгенограммы

Любой квалифицированный врач-терапевт распознает на рентгенограмме серьёзные патологические изменения и повреждения. Однако для составления подробного заключения и выявления заболеваний на ранней стадии необходим детальный анализ рентгенограммы. Для удобства рентгенологов разработан алгоритм, по которому составляется протокол расшифровки.

• Точное название обследования — указывается анатомическая область снимка, в какой проекции (боковая, прямая) он выполнен
  • Оценка симметрии лёгочных полей
  • Выявлены или нет патологические поля (очаговые, диффузные инфильтративные), просветления в ткани лёгких
  • Описание лёгочного рисунка (если он нарушен, то это указывает на патологические изменения сосудов лёгких)
  • Описание корней лёгких — нарушена или нет структура лимфоузлов, присутствуют или нет патологические изменения крупных бронхов
  • Описание тени органов средостения — особенно важно при диагностике заболеваний сердца
  • Описание дуги желудочков сердца, крупных сосудов
  • Состояние диафрагмы и легочно-диафрагмальных узлов синусов — даётся оценка симметрии стояния диафрагмы, угол синуса, заполнен он или нет (присутствие выпота при плеврите)

Воспалительные процессы и туберкулёз

При анализе рентгенограммы следует чётко разделять заболевания, связанные с воспалением тканей, и туберкулёз лёгких. Туберкулома в большинстве случаев локализована на верхушках лёгочных путей, тень от неё округлая, чаще с просветлением в центре — очагом деструкции. Чётко заметны расширенные корни лёгких.

Воспаление лёгких (пневмония) чётко визуализируется на рентгенограмме. Выглядит как инфильтративная тень на фоне усиления рисунка лёгких, очаг пневмонии нередко окружен просветлениями — локальная компенсаторная эмфизема.

Рентгенография обзорная органов грудной клетки 800 ₽