Фиброзно-кистозная мастопатия

Мастопатией принято называть целый комплекс патологий, связанный с разрастанием тканей молочной железы. Данное нарушение также носит название фиброзно-кистозная болезнь. Оно характеризуется появлением доброкачественных образований в груди, при этом они могут носить различные анатомические признаки и клинические проявления. Основная опасность мастопатии заключается в риске озлокачествления кисты, поэтому болезнь принято рассматривать как предвестник рака.

Причины фиброзно-кистозной болезни

Мастопатия известна в медицине уже более ста лет, при этом определить точную этиологию ее возникновения достаточно трудно. Обычно на рост образований провоцирует целый ряд факторов:

• Стрессы, неврозы, психические расстройства
  • Перепады гормонального фона
  • Нарушения в работе эндокринной системы
  • Хронические гинекологические патологии
  • Заболевания печени и желчных протоков
  • Генетическая предрасположенность

Основные симптомы заболевания:

• Неприятные ощущения при пальпации молочных желез
  • Беспричинное увеличение размера груди
  • Отечность, ощущение тяжести
  • Выделения из сосков

Рентгенолаборант

При мастопатии болезненные ощущения имеют тупой характер, отдают в область лимфатических узлов. Наиболее частым симптомом заболевания являются болезненные месячные, которые протекают с нерегулярностью цикла, сопровождаются обильными кровотечениями, головной и болью в животе, а также общим плохим самочувствием.

Кроме того, фиброзно-кистозная болезнь является частым спутником депрессии, неврозов, подавленности, часто сменяющимся настроением, агрессивностью и плаксивостью. Все это связано в первую очередь с нарушениями ЦНС, которые возникают под воздействием «разбушевавшихся» гормонов.

Болезнь может протекать в различных формах, которые различают по типу разрастания тканей: железистые, фиброзные, кистозные, смешанные. Также существует узловая форма мастопатии, которая может иметь несколько очагов, при этом имеет высокий риск малигнизации (30% среди всех форм мастопатии).

Фиброзные образования склоны к появлению у женщин младше 40, нередко достигают довольно больших размеров у подростков, в период полового созревания. Такие новообразования носят доброкачественный характер и сравнительно низкий показатель озлокачествления (1-2%).

Если узловая опухоль состоит из разрастания железистой ткани, существует высокий риск (20%) ее перерождения в злокачественное новообразование.

Если киста имеет внутрипротоковую локализацию, основным симптомом является сукровица, выходящая из соска. В таких случаях существует высокий риск того, что процесс перерождения уже начался и женщине необходимо срочно обратиться к врачу маммологу.

Диагностика мастопатии включает:

• Физикальный осмотр у врача
  • Ультразвуковое исследование или маммографию
  • Ряд анализов крови
  • При подозрении на злокачественность новообразований — пункция и цитологическое исследование